История компании
Пристань Самарово — Эксплуатационный участок - Районное управление - Речной порт - АООТ «Речной порт» - ОАО «Речной порт»
Необходимо отметить, что специальной литературы по деятельности и истории Ханты-Мансийского речного порта нет.
В данной исторической справке используются имеющиеся издания по истории нашего края, материалы периодической печати, устные воспоминания ветеранов и ныне работающих специалистов речного порта, приказы по личному составу, статистические материалы.
В первой половине XX века село Самарово считалось одним из богатейших сел Тобольской губернии. В «Описании Западной Сибири» И. Завалишина о Самарове сказано: «Шумное село Самаровское- единственная сколько-нибудь важная пристань всей водной системы Западной Сибири. Сюда сходятся ныне пароходы Тюменско - Томской системы и суда всех рыбопромышленников Березовского края»
Следует отметить, что жители села увидели первый пароход лишь в 1844 году. Это было механическое чудо, под названием «Основа», которое шлепало по воде лопастями огромных колес и отчаянно дымило, проходя через Самарово. Пароход имел плохую остойчивость (был валкий). Для придания лучшей остойчивости у колес были сделаны деревянные плавники (бревна). Ручной штурвал установлен прямо на палубе и имел горизонтальное колесо. Никакой штурвальной рубки не было.
Самым мощным на Оби долгое время считался пароход «Сибиряк». В начале XX века на линию Тобольск-Самарово-Обдорск вышли специальные почтовые пароходы.
С давних пор основными транспортными путями являлись реки. И не зря 350 лет тому назад при слиянии двух великих сибирских рек Оби и Иртыша было основано село Самарово. Особое значение село стало приобретать с конца XIX века, как важный пункт для развивающегося парового судоходства в Обь-Иртышском бассейне.
В своей книге «Самарово» Х.Лопарев пишет: «Смутно помню первые времена пароходства по Иртышу: это была большая невидаль. С отдаленных концов съезжались в Самарово посмотреть на ход парохода и его остановку здесь; дивились и разводили руками. В Самарово устроена В.Т. Земцовым пароходная пристань, на которой этот купец заготовляет ежегодно целые партии дров. Пароходы пассажирские, на баржах которых возят арестантов, по пути следования из Тюмени и Тобольска стоят в Самарово полтора часа.
После революции 1917 года Самарово также остается тихой пристанью, новая жизнь в которой начинается после образования Остяко-Вогульского Национального округа и начала строительства окружного центра - рабочего поселка Остяко- Вогульск. Все грузы, приходящиеся для строительства нового окружного центра, проходят через Самаровскую пристань. Механизация в то время была минимальная и основным работником пристани был грузчик, а основным орудием труда - «горбуша», висевшая на спине грузчика, на которую накладывался груз.
Это вступление, а документы (Приказы по личному составу) сохранились с 14.08.1941 года.
1. Пристань Самарово Нижне - Иртышского речного пароходства
- С 1941 года начальник пристани Данилов Василий Тимофеевич
- С 1942 года начальник пристани Мануйлов Лев Александрович
- С 1954 года начальник пристани Захаров Андрей Сергеевич
В 50-е годы пристань начинает развиваться: появляются плавучие краны, новые пассажирские теплоходы для местных линий, строится деревянная причальная стенка, и начинается строительство берегового двухэтажного речного вокзала.
2. Пристань Самарово переименована в Ханты-Мансийский эксплуатационный участок Иртышского речного пароходства приказ № 77 от 28.03.1960.
- Начальник Захаров Андрей Сергеевич
В 60-е годы начинается интенсивная модернизация флота, пароходы уходят в прошлое, полностью заменяясь теплоходами. На предприятии появляется своя ремонтная база, новые пассажирские суда типа «ОМ», «МО», «Москвич», новые плавучие краны и буксиры. Впервые появляются скоростные суда на подводных крыльях типа «Ракета», для обслуживания пассажиров построен самый крупный в Обь-Иртышском бассейне дебаркадер «Волга»
3. Эксплуатационный участок переименован в Ханты-Мансийское Районное управление Иртышского речного пароходства приказ № 65 от 07.06.1973 года.
- Начальник Симонов Владимир Егорович
После этого переименования в состав Райуправления входит ряд пристаней и границы предприятия простираются на всю территорию округа. В этот период, в связи с освоением нефте-газовых месторождений Тюменской области, значительно возрастают объемы перевозимых грузов и пассажиропоток, завозится техника, обеспечивающая производство буровых работ, в т.ч. по реке Казым - оборудование для строительства магистральных газопроводов, компрессорных станций в Белом Яру и Верхнее-Казымской.
Судами и подъемными плавучими кранами обеспечивается перевозка и выгрузка труб большого диаметра и строительных материалов для строительства экспортных газопроводов, поселков Белый Яр, Андра, Сергино, Октябрьское, Березово.
4. Районное управление переименовано в Ханты-Мансийский речной порт объединенного Иртышского речного пароходства приказ № 50 от 16.05.1976 года.
- Начальник Дремов Александр Васильевич
- С 1984 года, начальник Козыч Николай Григорьевич
В состав речного порта входят пристани:
- Выкатное, начальник пристани Севостьянов Захар Григорьевич. До этого (с 1961 по 1974 год) приказы по пристани Выкатное писались начальником пристани и хранились на пристани, после присоединения были переданы в отдел кадров речного порта.
- Октябрьское, начальник пристани Воробьев Юрий Михайлович
- Сергино, начальника не было
- Березово, начальник Лукоянов Вадим Павлович
- Белый Яр, начальник Архипов Александр Иванович
- Перегребное, начальник Наумов Сергей Михайлович
- Горноправдинск, начальник Лукьянов Федор Иванович. Приказы с 1966 года по 1972 года писались и хранились на пристани, позднее были переданы в отдел кадров речного порта
- Ханты-мансийский узел связи и радионавигации, начальник Кожов Александр Васильевич
До 1976 года входил в состав речного порта. С 27.04.1976 года узел связи и радионавигации был передан в подчинение Тюменского производственно- технического управления связи и радионавигации и стал отдельной организацией. В 1992 году произошло слияние узла связи и радионавигации с речным портом. Все приказы с 1976 года по 1992 год были переданы на хранение в отдел кадров речного порта.
В Ханты-Мансийске строится контейнерный причал с портальными кранами, порт получает новые буксирные теплоходы типа «РТ-600» проекта 1741-А* плавучую мастерскую ПМ-686, скоростные пассажирские теплоходы типа «Заря», и «Ракета».
К середине 80-х годов развивается ремонтная база, разрабатывается новый затон для отстоя флота, появляется оборудование для ремонта скоростных судов, а для ремонта подводной части судов, приобретается плавучий док. Пассажирский флот увеличивается за счет поступления новых судов типа «Метеор», решая проблемы обслуживания транзитного флота в порту расширяется бункеровочное хозяйство, появляются плавучие магазины, построенные на верфях ГДР. Строятся новые производственные помещения, РММ (ремонтно-механические мастерские), электроцех, гараж.
Коллектив порта возрастает до 600 человек, причем большая часть - это специалисты, имеющие высшее и средне-специальное образование.Социальная политика всегда была сильным местом порта. Каждый год сдавались в эксплуатацию жилые дома, дети сотрудников порта посещали детский садик «Березка» первая заведующая Ерофеева Клавдия Ивановна, лечились в больнице водников первый главный врач Турчин Петр Степанович, покупали товары в ОРСе (отдел рабочего снабжения) первый начальник Положенцева Анастасия Филипповна, на месте старого речного вокзала был построен клуб заведующая Бисс Светлана Васильевна с библиотекой и филиалом Омского речного училища, которым много лет руководила Прибыльская Зинаида Алексеевна.
В те годы Ханты-Мансийский речной порт - ведущее транспортное предприятие Обь-Иртышского Севера Ханты-Мансийского автономного округа. В обязанности предприятия входит перевозка народнохозяйственных грузов и пассажиров по территории округа и за его пределами. Населенные пункты располагаются по берегам рек и вся их жизнь зависит от завоза грузов речным портом. Через причалы порта проходят сотни тысяч тонн различных грузов, наиболее массовыми являются насыпные строительные материалы ПГС (песок, гравий, щебень), железобетонные изделия, кирпич, транспортировка ГСМ (горюче-смазочных материалов), переработка леса, отправляемого на юг Тюмени, Омска, а так же завоз продуктов питания в национальные поселки Округа по малым рекам.
За свою работу коллектив порта неоднократно награждался Переходящим Красным Знаменем руководства города, Красным Знаменем Обь-Иртышского речного пароходства и баскомфлота. А также, переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР. Многие работники были награждены правительственными наградами.
В апреле 1992 года из состава речного порта выделилось отдельное предприятие Ханты-мансийское окружное пассажирское управление. Начальник Абрамов Виктор Павлович. Генеральный директор с 1998 года Алеев Александр Геннадьевич.
Речной порт начал заниматься только грузовыми перевозками, а все пассажирские теплоходы вместе с экипажами перешли в окружное пассажирское управление.
С этого времени начинается спад в экономике речного порта. Проданы клуб и спортзал, весь жилищный фонд передан городскому коммунальному хозяйству.
5. Речной порт переименован в АООТ «Ханты-Мансийский речной порт» приказ № 1-л от 01.02.1994 года
- Генеральный директор Козыч Николай Григорьевич
6. АООТ «Ханты-Мансийский речной порт» переименован в ОАО «Ханты- Мансийский речной порт» приказ № 42-л от 11.07.1997 года.
7. Открытое акционерное общество «СЕВЕРРЕЧФЛОТ» создано постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 30 января 1998 года №26.
В настоящие время компания АО «СЕВЕРРЕЧФЛОТ» занимается пассажирскими и грузовыми перевозками.